Магический квест «Познай Себя!»

Статья из журнала (альманах) «Горный путь» (выпуск 1990 г.), который выпускается в Рамана Ашраме. Его часто читали на сатсангах Роберта Адамса.

Магический квест «Познай Себя!» присваивается Сократу и захватил внимание великих мудрецов и мыслителей всех возрастов. Есть основное переживание, поднимающееся из сердец стремящихся душ, которые принадлежат каждой стране мира и дают ему выражение. Терминология, слова и язык могут отличаться, но суть в содержании одна и та же. Завет адвайты таков: атма-наам-види, «Знай Себя». По сути, этот эмпирический афоризм присутствует во всех восточных религиях. Правда в том, что основа этого афоризма слишком фундаментальна для того, чтобы быть отнесенной к какой-либо философии, мыслителю или эре. Именно это — познать знающего — является целью всех духовных устремлений во все века и во всех религиях. Не знать знающего, и при этом знать все остальное, классифицируется как полное невежество. Таким образом, познанию себя придается огромное значение. «Познай Себя» — это то же самое, что «знай, кто ты есть», или вопрос «Кто я?», или поиск «Откуда я?»

Этот древний поиск является основой и фундаментальным учением Бхагавана Шри Раманы Махарши. «Просто пребывайте истинным Я» — сказал Махарши. Это пребывание есть сознание. Сам принцип жизни каждого из нас есть это сознание. Любая форма сознания встроена только в эту широкую необъятность сознания. Тройной принцип доминирования деятельности человека, называемый «трипути», состот из знающего, объекта познания и процесса познавания. Он возникает только в сознании. Переживания классифицируются как «ат», «авата» и «турия», или состояния бодрствования, сновидения и глубокого сна. Они тоже имеют место только в сознании. Точно так же, как пары противоположеностей: правильно-неправильно, хорошо-плохо, день и ночь, или такие концепции, как бытие и небытие, показываются только за занавесом сознания. Таким образом, сознание – это основа, или тайна, в которой они проявляются.

Пока человек глубоко вовлекается в эту драму, базовая основа, на которой происходит эта игра, полностью забыта, кем? Переключение внимания с деталей или действий на источник действий называется «интроспекцией». Этот поворот вовнутрь является началом духовного усилия, которое называется «садханой». Обратиться вовнутрь – это позитивный ключ, который открывает ворота познания себя. Осознавание чего-то другого приносит трипути, абхакту, турию. Но чистое сознание, по сути, является чистым осознаванием. Оно является базой всех движений, оставаясь недвижимым, незатронутым никакими движениями. Возможно, пример поможет нам понять сознание как нашу базу.

По проводу течет электричество. Оно невидимо и неощутимо. Когда электрическую лампу подключают к проводу, она загорается. Цвет стекла лампы определяет цвет света. Когда ток проходит через вентилятор, он заставляет его вращаться. Когда ток проходит через насос, он поднимает воду. Ток, который течет во всех этих случаях, — один и тот же, но его действия разные. Точно так же, когда чистый свет сознания проходит через различные физические, эмоциональные, ментальные и эгоистические проявления, он, будто бы выглядит ограниченным цветом или текстурой конкретного проявления. Поскольку лампа, вентилятор и насос видимы глазу, а электричество — нет, наши намерения захватываются производимыми полезными действиями, а корень, или причина, электричество, — игнорируется. Точно так же, действия человека заманивают его в ловушку и заставляют забыть его собственную природу как сознания. Когда сознание заключено в индивидууме, или теле, оно скрывается проявлениями. Это падение ведет к эго, несуществующему ложному «я». С другой стороны, эго посредством физических, эмоциональных и ментальных полей имеет силу затемнять или скрывать чистое сознание. Вне истинного Я, эго не имеет существования, как золотое украшение не имеет существования вне золота. Истинное Я существует всегда. Эго – это только тень истинного Я. Оно цепляется за тело и через него проецирует себя как «я», таким образом, эго процветает в мире в качестве сознающего, воспринимающего и наслаждающегося миром. Оно перескакивает из одной формы в другую, потому что форма не является вечной. Это перескакивание называется циклом перерождений. Технически это ограничение определяется термином «самсара». Свобода от такой зависимости называется «мокша», освобождение, возврат обратно в абсолютное сознание.

Абсолютное освобождение в чистое сознание – это конечная цель человеческой жизни, освобождение от эго. Как это сделать? Освобождение от эго достигается с помощью интроспекции, глубокого исследования, атма-вичары, самоисследования. Это процесс исследования «Кто я?». Техника познать себя. Зависимость – это эго. Зависимость есть для эго. Когда сознание обусловлено или отождествлено с телом – это эго.

Писания говорят, что эго существует из-за не-исследования, ави-чары. Это ави-чара поддерживается и укрепляется невежеством. Сознание – это само чистое внимание. Когда внимание удерживается неподвижно, нет места для эго или не-внимания. Удерживать внимание на себе, растворять или трансформировать не-внимание в абсолютное внимание, абсолютное сознание, поиск «Кто я» — это существенно необходимый процесс. Поворачивать свое внимание на себя – это суть истинного знания. Такое самовнимание является ключом к открытию таинственных ворот бесценного сокровища познания знающего. Знается Знающий, больше никого и ничего нет, чтобы знать. Оставаться как чистое сознание – это секрет, стоящий за словами «Познай себя».

Бхагаван Рамана выразил это в афоризме-сутре. Он свел весь процесс к четырем содержательным словам: «Дихам, Нахам, Кохам, Сохам».

«Дихам» — это тело, которое символизирует все объективные и субъективные восприятия.

«Нахам» — «я не». «Кохам» — «Кто я?» «Сохам» — «Я есть сознание».

Если непреклонно выполняется исследование «Кто я?», вы избавитесь от всех рудиментов, карм, ожиданий и масок, и будет сиять лишь чистое сознание. Такая атма-вичара освобождает человека от зависимости. Освобождение от зависимости и приобретение мудрости – одновременны, как одновременны появление света и исчезновение темноты. Милость гуру является абсолютно необходимой в этом великом путешествии вовнутрь. Для того, кто готов погрузиться вовнутрь, милость гуру совершенно обеспечена. Эта милость ощущается человеком в виде посвящения себя в занятие самоисследованием до обретения глубокого покоя, поднимающегося внутри, независимо от жизненных обстоятельств».

Оцените статью

5.0
 8 голосов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *